Объединения любителей музыки

Общественные объединения любителей классической музыки существовали в той или иной форме, вероятно, всегда. Работая за счёт энтузиазма одиночек, они возникали, охватывали более или менее широкие круги любителей серьёзной музыки и порой отживали свой век, оставляя по себе память только в организациях, при которых были созданы.

Из "долгожителей", активно работающих и поныне, можно назвать музыкальный факультет университета культуры при Московском институте инженеров транспорта (рук. Г.Л.Эпштейн – основан в 1958 оду).

Среди множества созданных и распавшихся за эти годы клубов были и ординарные и уникальные объединения. Так клуб художников и композиторов при Доме художников на Гоголевском бульваре (М.Г.Ермолаев – 1986-88) провёл не более десятка встреч, но каждая из них была событием и осталась в истории.

Сегодня особо выделяются общегородские молодёжные музыкальные клубы при отделениях Союза композиторов в Москве (Г.С.Фрид – 1965) и в Санкт-Петербурге (А.Г.Юсфин – 1967), воспитавшие несколько поколений слушателей, достойных украсить любую музыкальную аудиторию.

Немало клубов организовано и в различных учреждениях, учебных заведениях, на заводах. Среди них по праву первым можно назвать Клуб любителей камерной музыки Физического института им. Лебедева РАН (В.М.Каслин -1974)

Клубы работали, как правило, в полной изоляции. Попытка связать их между собой была предпринята Всесоюзным музыкальным обществом. Им были проведены четыре Всесоюзных ассамблеи клубов любителей классической музыки:

1-я в Москве – 25-26 сентября 1987 г.

2-я в Свердловске – 18-20 ноября 1988 г.

3-я в Алма-Ате – 10-13 ноября 1989 г.

4-я в Астрахани – 26-27 января 1991 г.

Первая же ассамблея дала возможность клубам узнать друг о друге, обменяться опытом, поделиться планами на будущее. Аудитория её была многократно расширена журналом "Музыкальная жизнь", опубликовавшим большую статью по итогам ассамблеи с изложением наиболее ценного в работе многих клубов Москвы и других городов ("МЖ", 1988, №1).

К сожалению, представительство клубов на ассамблеях, а следовательно и их действенность и внимание к ним прессы со временем снижались. Если на первой ассамблее встретились представители нескольких десятков клубов из разных республик и из многих городов России, то на четвертой были представлены только семь клубов: один астраханский и шесть московских.

Особняком стоит пятая ассамблея, проведенная уже Международным Союзом музыкальных деятелей 8-12 апреля 1992 г. в Москве. Оргкомитет этой ассамблеи приглашал на неё не руководителей клубов, а самих слушателей. Соответственно она именовалась теперь не ассамблеей клубов любителей классической музыки, а "Международной ассамблеей любителей классической музыки", и для проведения её рабочего заседания был выбран самый большой в столице Концертный зал им. П.И.Чайковского. Однако это заседание не вызвало ожидаемой активности любителей и практически поставило рабочую часть и этой ассамблеи в общий ряд с предыдущими.

Предпринятая в 1989 году попытка создания “Лиг друзей классической музыки”, объединяющих в себе все клубы любителей музыки в масштабах города (городская лига) или страны (Всесоюзная лига), и вбирающих в себя ещё дополнительные массы не объединённых в клубы любителей, не дала никаких результатов. Более того, с 1992 года с прекращением централизованного финансирования никаких общих клубных встреч даже в масштабах одного города больше не наблюдалось. Единственным средством межклубного общения осталась печатная продукция, издаваемая Творческой комиссией Правления ВМО по любительским объединениям: сборники “Клубы любителей музыки”, изданные в 1994 и в 1999 годах, и с 2000 года – ежемесячные бюллетени “Музыкальный клуб”.

Эти издания публикуют материалы об общественных объединениях любителей музыки.

В первом сборнике выступили со статьями о своей работе пятнадцать объединений. Во втором рассказывали о своей жизни уже более двадцати объединений. В бюллетенях “Мк” заявили о себе еще более десятка новых объединений любителей музыки.

В феврале 2002 года была воссоздана Творческая комиссия по любительским объединениям при Правлении Московского музыкального общества. Теперь она пытается координировать работу более тридцати музыкальных клубов и обществ города Москвы.

 

Гелий Сокол